ГЛАВНАЯ

ЛОШАДИ
КОШКИ

СОБАКИ
ПТИЦЫ

ГРЫЗУНЫ
ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ
РЫБКИ

АМФИБИИ
РЕПТИЛИИ

РАСТЕНИЯ
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ



Поведение собак. Рефлексы и инстинкты, психология поведения собаки, тест Кэмпбелла, агрессивное поведение, агрессия собаки.

Происхождение собак| Породы собак| Анатомо-физиологические особенности собак| Выбор и покупка щенка | Кормление щенка| Выращивание щенка | Дрессировка щенка | Содержание собак| Кормление собак| Дрессировка собак| Разведение собак| Беременность собаки | Роды собаки|Поведение собак|Болезни собак|Уход за шерстью



Поведение собаки (щенка) обычно рассматривают в связи с ситуацией, в которой возникают проблемы поведения. Правила поведения собаки обычно устанавливают с помощью дрессировки, но не определив причину возникших отклонений в поведении животного их невозможно исправить. С помощью дрессировки собака слушается своего хозяина на основе системы поощрений - наказаний, но это совсем не значит, что животное понимает, почему, например, нельзя убегать, делать что - либо в отсутствие хозяина или проявлять агрессию.

Поведение собаки - это ее реакция на окружение. Когда собака не понимает чего - либо или боится, она начинает проявлять агрессию. В таких случаях прежде всего следует проанализировать образ жизни собаки (щенка), насколько соответствуют методы воспитания собаки ее психологическим особенностям, насколько правильно построены отношения человек - собака в семье.
И только после этого можно приступать к коррекции поведения собаки с помощью дрессировки.

Рефлексы и инстинкты собаки.

Для того, чтобы понять основы поведения собак обратимся к теории. Исходя из учения И. П. Павлова, поведение животных - это совокупность двух форм: инстинктивной (генетически обусловленной, т. е. заложенной при рождении) и приобретенной (т. е. основанной на обучении). Значит можно говорить о "безусловных" ("автоматических") рефлексах и условных.
То, что кажется осмысленным поведением собаки, на самом деле является рядом условных рефлексов.

Инстинкт - сложная врожденная форма поведения, которая характерна для данного вида животного. К инстинктам можно отнести размножение, поиск корма и пр.
Чем выше организация живого существа, тем его инстинкты слабее, большее значение приобретает опыт.

Наследственность и условия среды постоянно взаимодействуют, и поэтому бывает сложно определить, что же является инстинктом, а что - уже приобретенной реакцией.
Основными инстинктами, оказывающими сильное влияние на характер собаки являются следующии.

1. Пищевой инстинкт. Во время кормления сильно увлечена едой, поэтому на посторонние раздражители реагирует вяло. Имеет сильные порывы к поиску корма.

2. Оборонительный инстинкт (активная форма). Обычно животное относится недоверчиво к посторонним людям. Собака огрызается, рычит и не подпускает к себе, а может и наброситься.

3. Оборонительный инстинкт (пассивная форма). Собака бывает труслива и отступает. Иногда несмело подползает, переворачивается на спину и как бы замирает.

4. Половой инстинкт. Во время течки суки становятся агрессивными и неуправляемыми, стараются убежать.Течка может повторяться чаще, чем один раз в полгода. Кобели - ярко выраженная половая реакция и на сук, и на кобелей. Если кобель почувствует течку, то он становится непослушным и не реагирует на команды хозяина.

5. Ориентировочный инстинкт. Ярко выраженная "ознакомительная" реакция, очень устойчивая и с трудом угасающая, мешает работе.

Психология поведения собаки.

Для успешного воспитания собаки ее вначале необходимо понять. Инстинктами объясняются несложные формы "разумного" поведения собаки. Объяснение же находится в теории функциональных систем (П. К. Анохин), которая основана на мотивации.
Поведение собаки можно объяснить естественными биологическими и социальными потребностями. Независимо от того, что в какой - то момент у собаки может быть несколько потребностей, в реальное поведение преобразуется лишь самая сильная из них. Пример: если собака играет, то это вовсе не означает, что она не хочет есть или пить.

Характер поведения собаки определяется той потребностью организма, которая доминирует в данный момент. Сложное целенаправленное поведение возникает для того, чтобы удовлетворить эту потребность. Это выглядит следующим образом:
Потребность - мотивационное возбуждение - поиск способа удовлетворить потребности - модель (предвидение результата) - результат.
Отсюда видно, что мотивация определяет поведенческие реакции и действия.

Один и тот же стимул, в зависимости от разнообразных воздействующих факторов, может вызвать различные реакции. Например: при обучении собаки какой - то команде, за выполнение которой следует награда - пищевое поощрение, у собаки возникает пищевая мотивация, т. е. чтобы получить лакомство, она должна выполнить определенное действие. Но у животного в любой момент может возникнуть другая мотивация вместо пищевой.
Пример: собака увидела других собак и ей захотелось подраться с ними или поиграть сильнее, чем получить пищевое поощрение. Прежде, чем ругать собаку за невыполненную команду, следует понять, по какой причине это произошло.

Тест Кэмпбелла.

Тест Уильяма Кэмпбелла применяется для щенков в возрасте 6 - 8 недель для определения особенностей его характера и поведения. Обычно проверку проводит незнакомый человек в неизвестном щенку месте.

Тест 1. Привлечение внимания.

Нужно осторожно поставить щенка на землю, отойти от него на несколько метров, затем наклониться и слегка хлопнуть в ладоши. Поведение щенка:

А Немедленно подбежит с высоко поднятым хвостиком, начнет прыгать и покусывать руки.
Б Немедленно подбежит с высоко поднятым хвостиком и начнет царапать руки лапами.
В Немедленно подбежит, помахивая хвостиком.
Г Неохотно подойдет, опустив хвост.
Д Щенок вообще не подойдет.

Тест 2. Способность следовать за человеком.

Тест проводится один на один со щенком. человек не должен провоцировать щенка голосом или жестом. Поставить щенка на землю и медленно отойти от него на такое расстояние, чтобы он оставался в поле зрения.

А Щенок немедленно побежит следом, подняв хвостик и покусывая за ноги.
Б Щенок побежит, но кусать за ноги не будет.
В Щенок сразу же последует следом, но хвост будет опущен.
Г Он неохотно пойдет следом, поджав хвост.
Д Щенок не побежит следом, а пойдет в другую сторону.

Тест 3. Проверка на стремление сопротивляться.

Нужно положить щенка на спину и в течение 30 секунд не давать ему перевернуться, удерживая рукой за грудь.

А Щенок начнет отчаянно сопротивляться и кусаться.
Б Он сделает попытку освободиться.
В Щенок сделает попытку освободиться, но, увидев, что это бесполезно, успокоится.
Г Он не станет сопротивляться, а будет лизать вам руки.
Д Щенок очень напуган и лежит неподвижно.

Тест 4. Проверка на готовность к подчинению.

Щенка нужно успокоить и уложить его в "позе сфинкса" (щенок лежит, голова поднята, спину и голову придерживают руками).

А Щенок царапается, пытаясь повернуться, рычит и кусается.
Б Щенок борется и поворачивается, чтобы поцарапать или укусить человека.
В Пытается сопротивляться, но успокаивается и лижет руки.
Г Он переворачивается на спину и лижет руки.
Д Щенок уходит.

Тест 5. Проверка в поднятом положении.

Нужно взять щенка двумя руками под грудь и поднять его на 30 секунд.

А Щенок отчаянно сопротивляется, рычит и кусается.
Б Он упорно сопротивляется.
В Щенок сопротивляется, затем успокаивается и лижет руки.
Г Совсем не сопротивляется и лижет руки.
Д Щенок испуганно скулит и пытается вырваться.

Результаты тестов:

Большее количество ответов А - доминирующее агрессивное поведение (холерик). Такого щенка нельзя оставлять в качестве собаки - компаньона. При правильной дрессировке, собака может стать хорошим охранником или выполнять другую службу.

Большее количество ответов Б - собака с сильным и уравновешенным характером (сангвиник). При серьезной дрессировке из щенка может вырасти хорошая служебная собака.

Большее количество ответов В - собака с хорошими способностями к обучению и уравновешенным темпераментом (флегматик), но ее дрессировка потребует от хозяина большого терпения.

Большее количество ответов Г - подчиненное поведение (заторможенный флегматик или меланхолик). Не годится для служебной дрессировки, но при правильном воспитании может стать неплохим копаньоном.

Большее количество ответов Д - собака малообщительная и непредсказуемая, с подавленной психикой (меланхолик, оборонительный инстинкт выражен в пассивной форме).

Прежде, чем сделать окончательные выводы и получить достоверные результаты на основании тестов, их необходимо повторить два - три раза в течение нескольких дней.

Агрессивное поведение собаки, агрессия собак.

С агрессивным поведением собак их владельцы сталкиваются сравнительно часто. По результатам исследований, которые проводились в Европе, Канаде и США,жертвами агрессивного поведения чаще всего становятся сами же хозяева, причем в большинстве случаев - дети. При этом, угроза исходит не только от "опасных" пород, но и от "неопасных".

По определению биологов, агрессия - это действие животного, которое направлено против другой особи и приводящие к ее запугиванию, подавлению или нанесению ей физических травм. Агрессивное поведение можно рассматривать как инструмент для удовлетворения потребностей организма посредством физического или психического подавления других особей. Насколько часто собака проявляет агрессию по отношению к другим полностью зависит от наследственных склонностей собаки и ее опыта.

Причины, приводящие домашнюю собаку к агрессивному состоянию, часто бывают связаны между собой. Поэтому вначале необходимо искать эти причины в образе жизни животного, в окружающем ее мире. Если собака рычит, то она своим поведением как - бы показывает, что ее что - то пугает или что - то ей чуждо, а не просто демонстрирует плохой характер. Если внимательно отнестись к начальным проявлениям недовольства, то в большинстве случаев в дальнейшем можно избежать развития агрессии.

Развитие агрессивного поведения у собаки можно условно разделить на три этапа: угроза, укус и состояние успокоения.

Угроза обычно направлена на то, чтобы испугать "противника". Собака как - бы пытается предупредить противника, что он рискует, если будет продолжать в таком же духе. В случае неудачи собака нападает. Внешние признаки угрозы проявляются следующим образом:

- собака пригибается, опускает хвост, при этом шерсть вздыблена, уши уходят назад.
- рычит громко/приглушенно или лает.
- показывает зубы, взгляд пристальный, зрачки расширены.

Как же себя правильно вести в подобной ситуации?
Между собой животные очень хорошо различают сигналы такого рода и имеют сложившиеся модели поведения. Но люди, особенно дети, очень часто неправильно понимают информацию, которую пытается передать собака и поэтому не реагируют нужным образом на действия животного. К тому же по причине изменения в ходе селекционных работ формы ушей, хвоста и т. д. собачий "язык жестов" стал менее выразительным. Так как причина беспокойства (неудобства, страха, боли) собаки остается, то она переходит к агрессивным действиям.

Укус. Собака нападает и хватает противника. Ее хватка усиливается или ослабляется в зависимости от реакции сопротивления или покорения противника. Обычно собака не нацелена убивать (исключения составляет преследование добычи или специальная дрессировка, при которой собака крепко держит противника, даже если он покоряется пока не получит команду хозяина).

Состояние успокоения. Кладя лапу на побежденного противника, собака таким образом заявляет о примирении.






Главная ->>> Собаки ->>> Поведение собак, агрессивное поведение


Hosted by uCoz